На столах в фойе были десятки национальных блюд. Каждая школа постаралась их оригинально украсить – фруктами, букетами, интересной посудой. Внимание многих привлёк стол Межевской санаторной школы, где стоял казан с пловом. Заместитель по воспитательной работе Ирина Рахмонгулова рассказала, что они готовили к фестивалю рассказ о таджиках. Она многое знает о культуре этого народа, потому что родилась и выросла в Таджикистане. К тому же среди учеников есть ребята этой национальности. Их семья помогла в оформлении стола посудой и, конечно, приготовлении плова.
– Так что все у нас всё настоящее – посуда, плов, таджики, – смеется Ирина Валерьевна.
Как только члены жюри оценили кулинарные шедевры и оформление столов, началась всеобщая дегустация. Грузины пошли отведать таджикского плова, у цыганского сладкого пирога сывьяко толпились буряты, башкирский праздничный пирог губадию уплетали белорусы.
На сцене участники представили инсценированные обычаи, танцы и праздники разных народов. Каждое выступления сопровождалось мультимедийной презентацией, рассказом о народе и его традициях. Понятно, что для русских основной танец – это хоровод, его и представлял коллектив школы № 13, а у белорусов – крыжачок, с ним выступила школа № 40.
Ребята школы № 14 рассказали о Ту Бишвате, еврейском «Новом годе деревьев» и предложили отмечать его как и у этого народа весенней посадкой деревьев.
Школа № 4 представила татарский обряд подготовки невесты и жениха перед свадьбой. Сулеинская школа разыграла сюжет кинофильма «Кавказская пленница» о Шурике, приехавшем в Армению в этнографическую экспедицию. Достойным завершающим аккордом фестиваля народов «В слове мы сто тысяч я» стало яркое выступление цыган школы № 12.
В каждом рассказе о народе я узнавала немало интересного о его обычаях, чего не знала до сих пор. В свое время такие фестивали и знакомили нас с культурой соседей, учили уважать культуру и традиции других народов.
Жюри единогласно отметило высокий профессиональный уровень исполнительского творчества, качество подготовки и разнообразие выставок декоративно-прикладного искусства, богатство народной кухни. А костюмы! Наверняка, здесь ещё не видели столько национальностей в народных платьях! Отдельно отмечено детальное знание костюма школы № 5 (украинцы), № 24 (казахи), № 13 (русские) № 8 (узбеки).
Лучшие номера
танцы:
лучший – азербайджанский школы № 9, яркий – грузинский школы № 66, зажигательный – цыганский школы № 12, самый «народный» – башкирский школы № 11.
песни:
на татарском языке школы № 4, песня Рады школы № 12, белорусская – школы № 40, молдавская – Айлинской школы, русская а капельно – школы № 13.
Художественное слово
Невероятно ярко показали народные обряды, обычаи и праздники евреи из школы № 14, народы Севера из школы № 10, нагайбаки из центра детского творчества.
Национальная кухня
Богатством стола поразили армяне из Сулеинской школы, тонкостью чайной церемонии – азербайджанцы школы № 9, щедростью души – таджики из Межевской санаторной школы, знанием обычаев – литовцы из Межевской средней школы, казахи из школы № 24, татары из школы № 4 и башкиры из школы № 11.
Как отметила Елена Субботина, заместитель начальника управления образования по молодёжной политике, работавшая в жюри, такой праздник объединяет все школы. Несомненно, он нужен, более того, в следующем году можно вовлечь в этот фестиваль организации профессионального образования и, возможно, в каком-то формате -детские сады. Потому что показать свои таланты и умения может каждое учебное заведение, в каждом есть дети и педагоги, которые могут достойно выступить на большой сцене.
Евгения БОРИСОВА.
Фото автора.