В день презентации выставки «Достоевский. Жизнь и творчество» научный сотрудник Мария Михновец провела для посетителей мини-экскурс. Очень увлечённо гостья из Санкт-Петербурга рассказала как и общеизвестных фактах жизни русского классика, так и о деталях, порой невероятно ироничных, которые известны только узкому кругу исследователей и специалистов. Например, будущий писатель учился на инженера и сдал однажды проект крепости без самого главного элемента – ворот.
Даже дату презентации экспозиции в «Магнезите» Мария Михновец связала с биографией писателя – 4 декабря 1880 Достоевский подарил экземпляр романа «Братья Карамазовы» наследнику престола Александру Александровичу, будущему императору Александру III.
На двадцати стендах, которые рассказывают о главных эпизодах творческого пути и биографии писателя, представлены литографии, гравюры и фотографии XIX века, цитаты из воспоминаний современников, высказывания самого писателя. Его жизнь и творчество были полны противоречий, лишений, испытаний. И выставка помогает узнать классика не по сухим выдержкам учебника или информации Интернета, а через личные факты и подробности того, как создавались ранние произведения и романы так называемого Великого пятикнижия – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».
Вторая выставка – интерактивная. Она посвящена приключениям Человека Рассеянного с улицы Бассейной, обаятельного чудака и великого путаника из произведений советского детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. Этот проект был создан в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского к 130-летию С.Я. Маршака. Презентацию выставки в Сатке также провела Мария Михновец. Кроме этого, на мастер-классе для учителей и сотрудников детских библиотек, она поделилась опытом музея по созданию такого пространства, которое погружало бы ребенка в логику самого текста, давало бы импульс для собственного творчества и полета фантазии. Особое место в мастер-классе занял рассказ о проекте школьно-музейного сотрудничества «Литературный багаж», который должен ориентировать школьников на внимательное прочтение художественного текста и выстраивание художественного пространства произведения через детали и образы.
Анна ГОЛЕНКО.
Фото автора.