26.04.2024

ЭКСКЛЮЗИВ: Интервью с музыкантом из Бакала, который пишет музыку для сериалов СТС

Оцените материал
(12 )
11.04.2019 14:27 Автор Анна ГОЛЕНКО 12+
ЭКСКЛЮЗИВ: Интервью с музыкантом из Бакала, который пишет музыку для сериалов СТС Фото автора.
У многих из нас есть любимые сериалы — мы сопереживаем героям, восхищаемся игрой актёров. Отдельное украшение драматичных и жизненных историй — это музыка. Композиторов мало кто знает по имени или в лицо, зато их саундтреки врезаются в память. Самые громкие сериалы канала СТС (и не только) последних лет связаны с Леонидом Ленером — бакальским музыкантом, лидером легендарной местной группы «Экстаз» (её участники давно живут и работают в Санкт-Петербурге).

Многие треки, которые вы слышите по телевизору, написал Леонид.

В свой короткий приезд в Бакал наш земляк дал нам эксклюзивное интервью. Оно удачно совпало с тем, что 1 апреля на СТС стартовал ещё один его проект — «Мамы в спорте». Беседовали мы, кстати, в ДК горняков — альма-матер музыкальной карьеры Леонида.

 

— Леонид, расскажите о проекте «Мамы чемпионов». Как он создавался?

— Этот сериал задумывался давно, год назад или даже больше начались съёмки. Режиссёр – Сергей Арланов, производство компании «Арт Пикчерс», где я работаю. Мы с ними обсудили всё, я прочитал сценарий и Сергей дал творческое задание: написать эскизы музыкальных тем для этого проекта. То есть он мне задал направление и я начал работать. Потом уже, когда я ему прислал несколько готовых треков, Сергей говорил, что подходит, а что нет. В январе-феврале был заключительный этап работы в студии в Москве: мы с режиссёром и монтажёром сидели на монтаже. Когда всё готово по видео, начинаем подставлять музыку – так устроен процесс. Режиссёр говорит, какие сцены надо усилить, где добавить музыку повеселее, где грустнее, где экшна не хватает, например, в сцене драки (в сериале есть мальчик-боксёр – очень интересный герой, это можно было заметить уже по анонсам). Но самое сложное – писать музыку именно в студии, где идёт монтаж. Мне предоставляют всё необходимое оборудование – клавиатуру, инструменты, мониторы. Я приезжаю со своим компьютером и начинаю писать музыку. Креативить приходится на ходу. Бывает, посидит Сергей в монтажке – приходит ко мне с новым заданием, потом сидишь, ломаешь мозг. Но, на самом деле, мы сработались за время многолетнего  сотрудничества (только на «Молодёжке» мы семь лет проработали, а до этого были другие проекты), мы научились друг друга понимать.

— Как началось сотрудничество с каналом СТС?

— Был такой проект – молодёжная группа «Хаки», где я был продюсером и автором, там, кстати, играли парни из бакальской группы «Моменты». Через несколько лет коллектив распался, но знакомства в этой сфере остались. Как-то продюсеры канала СТС спросили, могу ли я написать музыку к «Ранеткам», чтобы обновить инструментальные темы. Я написал порядка 10 треков, 8 они взяли. А потом уже меня стали звать на конкретные, интересные проекты – «Стройбатя», «Беглые родственники». Недавно вышел «Год культуры» на ТНТ, куда мы с моим сыном Максимом тоже успели записать три трека. Создатели очень торопились, потому что ситуация была сложная: отснятый материал пролежал полгода, а потом резко решили выпустить его в эфир. И музыку начали подбирать за месяц до премьеры. Режиссёр настаивал на зарубежной музыке, но это было невозможно, потому что покупка авторских прав – это долгий процесс. Так что решили привлечь московских композиторов. Так и попала моя музыка в этот проект, например, в третьей серии есть момент, где героиня стоит не крыше и звучит моя мелодия – печальная, грустная.

— Вы уже упомянули, что при работе над музыкой читаете сценарий, смотрите сцены на монтаже. А сами влияете на процесс?

— У меня, также как и у режиссёра, и у продюсера, есть своё виденье. Бывает, что эти три точки зрения не совпадают, или, наоборот, мы сходимся во мнении. В первых сериях первого сезона «Молодёжки» есть сцена, когда старый тренер уходит из команды. Сергей Арланов не знал, что с ней делать, я предложил вставить композицию «Синус» — и она сразу сложилась, вызвав слёзы. Мы так и стараемся делать, чтобы каждая сцена вызывала эмоции. Сергей в этом плане всё слышит и понимает прекрасно, куда что ставить, чтобы попало в точку, я уже с ним не спорю.

— Сериал «Молодёжка» стал событием на российском ТВ и собрал множество наград. Для вас как композитора это является мерилом успеха?

— Я не зацикливаюсь на этом. Случилось — и хорошо. Когда мы начали делать этот проект, об успехе даже никто не думал. Когда первые серии вышли в эфир, у всех было непонятное настроение, потому что мы столько сил и средств вложили, а зрители никак не реагировали. Где-то после 3-4 серии рейтинг резко пошёл вверх. А где-то после 10 серии команда создателей поняла, что будет второй сезон, хотя изначально и мыслей таких не было. А в итоге вышло шесть сезонов — в начале года эта история завершилась. За это время актёры и команда стали семьёй. Когда я последний раз ездил на «шапку» (в киносреде так называется вечеринка в последний съёмочный день — прим. авт.), это особенно чувствовалось. Даже сейчас на СТС пошли новые сериалы — «Пекарь и красавица», «90-е», а во всех комментариях всё равно «Молодёжка». Так часто бывает: когда начинается проект, его принимают прохладно, а после логичного завершения — очень эмоционально: всех полюбили, все хотят продолжения. Самое главное — история получилась хорошая, интерес к спорту вырос невероятно.

— За шесть сезонов вами написано немало треков. Какие эксперименты с музыкой запомнились больше всего?

— Танец вратарей и выступления команды черлидеров. Я никогда не делал такую танцевальную музыку, но получилось прикольно. Потом мне даже ди-джеи из Белоруссии, Москвы писали, просили эти треки для своей работы в клубах, но пока не срослось. Любой эксперимент — это опыт. В тех же «Спящих 2» всё снимали в Марокко, а по сюжету действие происходит в Турции и Сирии, поэтому нужно было воссоздать колорит этих стран. Для этого я просто на пройдёт/не пройдёт записал трек с голосом, характерным для утренних молитв, а в итоге режиссёру он очень понравился, потом попросил сделать ещё версию с дудуком.

— А как вообще начинался этот проект?

Я работал с той же командой, только продюсеры были с Первого канала — у них были сжатые сроки, они обратились именно к Сергею Арланову, потому что знали, что он умеет работать хорошо и быстро: примерно за два месяца всё было снято, хотя, по-хорошему, на это нужно было полгода. Писатель Сергей Минаев тоже писал сценарий в сжатые сроки. Сериал получился хороший, но немного недосказанный.

— Первые ваши проекты, те же «Ранетки» – подростковые, а сейчас – для более взрослой аудитории. Влияет ли возраст зрителей сериалов на музыку, которая в них звучит?

— В каких-то моментах – да, в каких-то – нет. Если это, допустим что-то тревожное, то и в подростковом сериале, и во взрослом будет одинаковая по эмоциональности музыка. В «Ранетках» – да, более простая музыка. В «Мамах чемпионов» всё по-другому, но некоторые комедийные треки чем-то похожи на те, что звучали в «Молодёжке», там много комических моментов. Но при этом в «Мамах…» больше драматизма, комизм есть, но он более тонкий.  Всё же ещё зависит от видения режиссёра и от сюжета.

— А сколько времени занимает запись одного трека?

— Каждый раз по-разному. Если я у себя дома, в Санкт-Петербурге, то могу спокойно несколько дней или неделю-две создавать одну мелодию. А на студии за один день нужно написать несколько – там главное показать демо-версию, чтобы музыку под сюжетные линии одобрил режиссёр. Потом уже дома я всё дорабатываю технически. Но, повторюсь, в студии работать гораздо сложнее: ты берёшь гитару и начинаешь импровизировать. Кстати, в последний раз мы монтировали в комнате, где делают фильм «Притяжение 2» Фёдора Бандорчука. На стенах висят раскадровки –  интересно было их смотреть. То есть сейчас всё на уровне замысла, а потом добавят спецэффекты с помощью компьютерной графики.

— А когда вы начали писать музыку не к сериалам, а вообще?

— Я на гитаре начал заниматься в 12 лет. В пионерском лагере имени Лаптева увидел, как играют пацаны на гитарах, меня это зацепило. Что-то придумывать в плане музыки начал, наверное, лет в 15, а лет в 17-18 уже начался наш проект «Экстаз» - на нашей аглофабрике, кстати. Борис Ломакин нам очень помогал, тогда он там работал, и его друг, Владимир Плотников. Они дали нам инструменты, бесплатно причём, место для репетиций – тогда это было очень круто. В своё время нас поддерживали глава города Станислав Чернышов и Анна Хайдаровна Белова (профком БРУ). У Андрея Балбекова в ДК «Строитель» мы с Андреем Костюченко записывали свои первые альбомы. Так вот пошло-поехало и я начал сочинять музыку.

—— Из какого «сора», перефразируя Ахматову, рождаются ваши произведения?

Из всего, что происходит вокруг. Кроме этого, я много смотрю фильмов и читаю специализированной литературы. Конечно, и сценарий может вдохновить. Всё это и навевает: иногда ночью что-то «прилетит» или под утро — садишься, записываешь. В основном, во сне всё круче всегда (смеётся). В голове то куча идей всегда. Как сказал кто-то из великих, мы ничего не изобретаем, а по-новому соединяем всё услышанное и увиденное нами когда-то. Вообще музыка — уникальный материал, безотходное производство. Всё, что я пишу, остаётся. Есть треки, написанные пять лет назад, которые не пошли в проекты, а потом ты их перерабатываешь или оставляешь, как есть, и они выстреливают.

— На концерте в Бакале в 2017 году вы сказали, что преданные поклонники «Экстаза» могут услышать в ваших мелодиях некий перифраз песен группы. Можете сказать, каких?

— Это сложно. Я пытался вспомнить, но не могу. В любом случае, это всё слышно, особенно когда гитары играют — это мы с ребятами придумывали. Музыка «Экстаза» — неотделима от меня. Иногда я что-то от группы специально «закидываю» в сериальную музыку. Это можно назвать моей фишкой.

— С Сергеем Арлановым вы сотрудничаете много лет, как сами сказали, хорошо понимаете друг друга. А возникают ли творческие споры?

— Они были, когда мы только начинали работать. Я свободная личность и бунтарская, как все рокеры, и на меня давило, что он меня пытался сломить немного, но постепенно мы сработались, сейчас понимание с полуслова. Сам могу посмеяться над какими-то своими треками, когда он меня критикует.

— Композиторство — ваша основная деятельность?

— Сейчас — да. Но в своё время где только не работал. Слава Богу, дожил до того, что могу заниматься только любимым делом.

— В каких проектах, кроме «Мамы чемпионов», мы услышим вашу музыку в ближайшее время?

— Пока пишу для пилотных проектов. Какие пойдут в производство в ближайшее время, я не знаю. Когда заканчивается один проект, обязательно начинается другой, месяца через 2-3. Иногда они идут параллельно, как у меня случилось в прошлом году: я работал и над «Молодёжкой», и над «Годом культуры», и над «Мамы чемпионов». Ещё в нашей компании снимают разные проекты и тоже просят что-то написать для них. Я не отказываюсь ни от чего.

— А хотелось бы поработать в другой форме? Написать музыку для тетра, например?

— Предложение работать в театре есть, в мюзиклы тоже звали, но я пока не иду в эту сферу, там свои требования, своя специфика.

— А интересно было бы вам сотрудничать с молодыми кинематографистами и с маститыми режиссёрами, написать музыку к короткому или полному метру?

— Конечно, интересно. Я за любые коллаборации, и нашим, бакальским парням помогаю, если просят, сам стараюсь как-то их мотивировать.

— Вы давно уехали из Бакала. Часто ли бываете? Какие эмоции вызывает малая родина?

— Приезжаю раз в один-два года к маме с сёстрами. Очень рад, что директор дворца Андрей Рязанов старается найти импульс для развития, хотя понимаю, что это сложно. ДК горняков для меня — второй дом, я здесь вырос, потому что мой отец Рафис Сабирьянович руководил татаро-башкирским коллективом. А чувства какие вызывает родной город? Здесь же круто! Вот сегодня я на лыжах ходил — красота (интервью записано 27 марта - прим. ред.). Хочется, конечно, чтобы здесь проявлялись новые таланты, активные и молодые люди, которые продвигали бы здесь своё творчество, как это когда-то делали мы. Мы же упёртые были, жили буквально во дворце, и телевидение своё делали, дискотеки сами проводили и молодёжь тянулась за нами, но это всё в прошлом. Я думаю, что если бы мы не варились в своей среде, то мы бы не были такими уникальными. Помню приехали мы в первый раз в Челябинск на радио играть, ведущие удивились, откуда мы такие взялись. Они же привыкли к неким клише, что есть музыканты, которые играют блюз, рок, хард-рок, а мы умудрились как-то все эти направления соединить — это была альтернатива всему. Мы же тут репетировали каждый день, несмотря на то, что в непростые 90-е приходилось зарабатывать. Хотелось бы, чтобы люди, которые здесь живут, не унывали — идите и занимайтесь музыкой: сочиняйте что-то своё, интерпретируйте чужое. Главное — чтобы руки и голова были заняты творческим процессом, это всегда пригодится в жизни. Тем более сейчас в эпоху интернета можно спокойно быть здесь и делать замечательный проект. Так что вообще не важно, где ты находишься, главное — заниматься делом.

Справка

Студия «Art Pictures Media» создана Фёдором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским в 2009 году. Компания занимается дистрибуцией фильмов как собственного производства Art Pictures Studio, так и сериальных проектов Art Pictures Vision, а также  картин независимых западных компаний. Среди проектов — «9 рота», «Лёд», «Притяжение», «Молодёжка», «Выжить после», «Психологини». Режиссёр, продюсер и креативный директор студии — Сергей Арланонов, продюсер — Дмитрий Табарчук, который, кстати, родом из Челябинска.

 

Есть новости или темы для публикаций, вопросы и предложения, фото или видео, которыми вы хотите поделиться?
Присылайте в редакцию! Телефон для приёма тем и материалов (круглосуточно): Viber, WhatsApp 8-900-06-35-132.
Удобнее общаться в «Одноклассниках»? Тогда вам сюда, «ВКонтакте» мы здесь, Наш канал в Телеграм

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "отправить" вы даете СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ


 

157599

Объявления

Комментарии

Календарь

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

© 2014-2021 Официальный сайт газеты «Саткинский рабочий». Новости Сатки, Саткинского района и Челябинской области. Использование текстовых, фото- и видеоматериалов, опубликованных на сайте, запрещено без письменного разрешения редакции.. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Учредитель: Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Саткинский рабочий". Главный редактор - С. В. Зайцева. Тел. 8(35161)3-35-42, raionka@yandex.ru. (ОГРН 1057408008525). Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77392 от 17 декабря 2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Возрастная категория 18+.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Подписка

Подпишись на нашу email рассылку новостей.
Мы не рассылаем спам!