Документальный спектакль о работнике шахты «Магнезитовая» создали главный режиссёр Челябинского молодёжного театра Иван Миневцев, знакомый саткинцам по театральным проектам «Огнеупорные» и «Уступы», и драматург, лауреат «Золотой маски» Дина Сафина.
Драматург провела несколько интервью с Сергеем Айгоровым, спускалась с ним в шахту. Так родилась пьеса – по сути, монолог героя, который больше сорока лет провёл под землей. История лишена хронологического порядка, целиком состоит из фрагментов: Сергей рассуждает о себе, семье, работе, жизненных ценностях, делится сокровенным. Роль шахтёра в спектакле исполнил народный артист России, актёр театра и кино Иван Агапов.
Премьера спектакля «За белым камнем» состоялась 20 марта в Москве,на главной сцене Дома культуры на ВДНХ. В зрительном зале собрались около 200 человек. Продюсеры проекта «Голоса страны» усадили Сергея Айгорова в первый ряд, а по окончании спектакля пригласили его на сцену: актёр и прототип главного героя впервые пожали друг другу руку. Причём реальный шахтёр оказался на голову выше актёра – всё-таки бывший баскетболист, высоченный и по-спортивному поджарый. Зрители долго аплодировали, а после подходили, чтобы сфотографироваться и взять автографы у того и другого.
– Что вы! Мне до сих пор неловко, что я представлял Сатку и «Магнезит» в этом проекте. Мне кажется, я не достоин этого, не такой уж я великий человек, у нас все в Сатке такие. Какой я герой? Ещё кинозвезда, скажите, – скромно произносит Сергей Фёдорович. И замечает, что спектакль ему всё-таки понравился, в какие-то моменты заставил плакать: «Ещё бы! За час мне рассказали всю мою жизнь».
Директор Фонда содействия развитию Саткинского района Мария Додина, которая тоже присутствовала на премьере спектакля, рассказала, какой неожиданно тёплый и эмоциональный отклик у московского зрителя получила биографическая история простого рабочего с Урала.
– Зрители подходили к нам и с удивлением говорили:«У вас шахтёр в жизни настоящий интеллигент, а актёр Иван Агапов сыграл уставшего работягу, немного брюзгу». Но здесь нет никакого противоречия, спектакль – это художественное произведение, актёр и режиссёр имеют право на свою трактовку образа главного героя. Главное, что получилось пронзительно и правдиво, и Сергей тоже это отметил,– говорит Мария.
На премьеру в Москву приехала старшая внучка нашего героя Софья. Она вышла на сцену вся в слезах, чтобы обнять любимого деда и вручить ему букет цветов. Именно семья: жена Наталья, двое сыновей – Алексей и Евгений – и три внучки – Софья, Анна и Мария служат в спектакле и в жизни Сергея Айгорова тем светом, который пробивается и сквозь тусклое подземелье шахты, и сквозь все житейские невзгоды.
Начинается действие со спуска героя в шахту. Лифт едет сквозь породу, где бегут ручейки подземных вод. Здесь Сергей Фёдорович начинает свой рассказ, как он впервые попал в шахту и быстро стал мастером. Потом следует сцена в бытовке, где он шутит с сослуживцами. Рассказывает он неизвестному собеседнику и о страшных случаях на работе: как электровоз опрокидывался с рельсов, как кто-то забыл надеть перчатки, когда работал со взрывчаткой, рассуждает про спецодежду, мол, сейчас больше заботятся о рабочем, раньше выдали тебе сапоги и фуфайку – в этом и шёл в шахту.
Потом сцена меняется, и серое пространство шахты, где вода по щиколотку и ревут шахтопроходческие машины, сменяется цветными обоями в квартире главного героя, оживают фотографии родных в рамочках на стене, герой повествует о детях и внуках. Это самые светлые фрагменты спектакля. Во всей полноте раскрывается нежный и любящий характер героя в сценах с женой Натальей, с которой он вместе и навсегда больше сорока лет. Супруга пережила тяжелейшую болезнь, с трудом может подняться по лестнице в квартиру – и тут он, немногословный и сильный, предлагает понести свою любимую на руках.
– В этот момент заплакал не только Сергей Фёдорович, но и многие зрители в зале, – рассказала Мария Додина. – Потому что вот она, настоящая любовь. В спектакле он говорит: «Я не люблю рассуждать о высоких чувствах, с супругой мы друг друга понимаем с полуслова, нам вдвоём хорошо».
В конце спектакля герой садится в кресло-трансформер, натирает мазью свои уставшие ноги, и рассуждает, кем он мечтал стать в юности. И в этом самом кресле он вдруг оказывается на дне карьера, откуда резко начинает подниматься вверх, оказывается на вышке для прыжков в воду. Режиссёр поднимает героя высоко над карьером, прямиком в небо – под сильнейшую музыку и кадры спортивной хроники советского времени. А заканчивается спектакль проекцией на сцену фотографий героя в разных ситуациях. В том числе есть здесь кадры фотосессии Сергея в парикмахерской, ведь герой так хотел найти хорошего парикмахера.
– Меня поразило, что, при всей своей суровости, Сергей Айгоров с абсолютной нежностью относится к своей семье. Семья для него – это не только родные, но и коллеги, с которыми он работает на огромной глубине. При всей сложности его работы, при том, что он постоянно находится в полной темноте, всё, что он делает, пропитано настоящей любовью и светом. Лично для меня история шахтёра Сергея Айгорова – метафора всей нашей жизни, – сказал режиссёр спектакля «За белым камнем» Иван Миневцев.
Иван Миневцев, режиссёр спектакля «За белым камнем»:
«Когда мы делали проект «Уступы» в Сатке, спускались в шахту, на глубину 180 метров. Можно сказать, что моё ощущение мира разделилось на «до» и «после». В этом жутком, тёмном, страшном месте только другой человек может тебя обрадовать по-настоящему. Любой человек, идущий с фонариком в шахте, кажется тебе близким, родным, что ли. Ты рад ему! Это что-то живое и тёплое. Шахтёры – люди со светлыми лицами и прекрасными улыбками, потому что они понимают ценность человека. Чувствуют её каждый день».
Фото: личный архив и сайт "Голоса страны".