Открытие погрузило в атмосферу венных лет: с песнями и художественным словом выступили воспитанники танцевальной и театральной студий клуба детского творчества «Радость», также поодаль от импровизированной сцены был стилизован уголок солдата, пишущего письмо родным, – эту роль примерил директор выставки Андрей Рязанов.
Если говорить о самой выставке, то по факту это две экспозиции в одной с разным содержанием.
Смысловое ядро – пять историй земляков. В экспозицию вошли письма Андрея Лазарева его жены Ольги, фотографии и документы Александра Решина, письма Павла Дресвянникова, альбом Андрея Савчука. Более того, через сайт «Подвиг народа» установлен боевой путь каждого из них.Объединяющая фигура – почтальон, именно через призму этой работы со-кураторы Наталья Хохрякова и Екатерина Юрьева решили раскрыть тему Великой Отечественной войны. Письма – душераздирающие, горечь и боль в описании даже каких-то бытовых ситуаций.
Вокруг этой, подробной и самодостаточной части, находятся тоже самодостаточные работы художницы Любови Петуховой. Она уже обращается к более широкому контексту и работает, в первую очередь, с эмоциями – это главное на представленных портретах. Основой для работ художники послужили фотографии из открытых источников, которые Любовь воссоздала в своей манере. Кроме сюжетов, Великой отечественной войны есть отсылки и к СВО. Среди представленных работ одна – авторская, но с глубоким философским смыслом.
Выставка открыта до 13 мая включительно, посетить её можно бесплатно, в рабочие часы ДК горняков.
Вот что рассказывает о выставке её куратор, руководитель галереи «Жар-птица» Наталья ХОХРЯКОВА:
- Почему вы решили уделить внимание именно фигуре фронтового почтальона, письма – всё-таки не самый очевидный ракурс для выставки?
- В каждой семье хранится история и своём герое и хотелось, чтобы люди этим поделились. Чтобы создать эффект присутствие мы решили озвучить эти письма – так они зазвучали голосами сотрудников ДК Адиса Яруллина, Вероники Шведенко, Ирины Симагиной, а также Никиты Курамина. Почему говорю«у нас»? Идея возникла у меня, но потом в эту работу включилась моя коллега Екатерина Юрьева – мы вместе и работали с материалами, и вели открытие выставки. Поэтому не могу назвать этот проект своим личным. Надеюсь, по экспозиции видна та глубокая работа, которую мы проделали. А почему почтальон? Мы хотели показать почтальонов как героев войны – они же переживали те же трудности, но выполняли свой долг, доставляли письма. Я много читала, как была организована полевая почта. У почтальонов не было никакой защиты, никакого оружия, но их роль была чрезвычайной. Ведь получить весточку с фронта о том, что человек живой, и получить этот заветный треугольничек, а не квадратное письмо с похоронкой, – это было дорого для каждой семьи, также в обратную сторону – получить весточку из дома, что все живы и относительно здоровы было событием для каждого солдата. Письма – как раз те ниточки, которые связывали, которые держали людей, вдохновляли их, придавали сил. Считаю семью самым важным в жизни человека, а война забрала людей друг у друга: мужчины ушли на фронт, женщины и дети остались в тылу. Разрыв семейных уз, семейных традиций – тоже цена Победы. Даже горькие письма – очень важные, трогательные и нежные свидетельства фронтовых лет. Это мысли не какого-то абстрактного героя, а конкретного человека, который мечтал, хотел вернуться к родным живым.
- На выставке приставлены и снимки из вашего семейного архива?
- Да, но я этого не планировала. Пока мы готовили выставку, ко мне попал семейный альбом, который собирал мой дедушка, и показалось уместным включить какую-то часть в экспозицию. Вообще, мы публиковали посты с призывом поучаствовать в нашем проекте, но откликнулись в основном друзья и знакомые. И это тоже понятно: семейный архив – настолько ценная реликвия, что не каждый решиться их выставить на общее обозрение, хотя, конечно, у нас представлены отсканированные копии, а не оригиналы. Важнее не количество историй, а то, что они есть. У меня воевали оба деда, оба были ранены и, наверное, не случайно, что их судьбы тоже стали частью нашего проекта.
- Что было самым сложным?
- Организационно – придумать и провести открытие, я этого не делала никогда. Хотелось, чтобы всё прошло лаконично, надеюсь, получилось! А эмоционально – пропускать через себя жизнь других людей. Мы готовили выставку больше трёх месяцев, работали с предоставленной информацией. Рукописные письма мы расшифровывали по слову, чтобы перенести текст в электронный вид, и нам казалось, что мы уходили как-то из реальной жизни.Формально – у нас всего пять историй, но за ними гораздо больше людей. Это и медсестра Лидия, которой пришлось сообщать и смерти раненного, и командир, который писал жене погибшего солдата, что они за него отомстили. Такое без слёз читать невозможно!