11 июля 1919 года части Красной Армии вошли в Саткинский завод, и была восстановлена Советская власть в лице волосного революционного комитета. Возглавил его представитель особого отдела 26-й стрелковой дивизии Пятой Армии, освобождавшей Сатку, комиссар Воврженкевич М.Ф. Первоначально именно ревком формировал все структуры советской власти, закладывал основы «нового мира». Архивные документы подтверждают: буквально с первых месяцев активное внедрение охватило все сферы жизни граждан.
На первом заседании ревкома ставится первостепенная задача – сформировать фабрично-заводские комитеты на заводах, которые на производстве будут иметь всю полноту власти. Основу ФЗК составляют, конечно, рабочие. Инженерно-технический персонал первоначально приглашают только в качестве консультантов. Проблем здесь много, но самая большая – недостаток рабочей силы: в три раза сократился состав работников на чугунно-плавильном заводе, на «Магнезите» из 2000 тысяч осталось 100 человек.
ФЗК организуют вербовку на работу не только по своей волости, но и в соседних регионах. В Саткинский ревком поступают многочисленные прошения на бронь для своих работников. «Имея в виду то обстоятельство, что завод может быть полезен, как база по приготовлению снарядов и вообще предметов вооружения, а также чугуна и чугунных отливок, в которых Советская Россия так нуждается…», - пишет ФЗК чугуноплавильного завода. С «Магнезита» конкретная просьба – освободить от мобилизации Снегирёва И.Т., как единственного машиниста динамо-машины.
Работа фабрично-заводских комитетов находится под неусыпным контролем членов партии большевиков. Численность РКП(б) растёт – к середине 1920 года по Саткинской волости числится 145 человек РКП(б), из них 7 женщин. Активизация деятельности женщин проходит и через женотделы. На одном из собраний дискутируя о роли женщины в современном обществе, актив женотдела решает, что дошкольные детские учреждения помогут им «освободить время для активного содействия в строительстве Советского государства». При этом отмечается, что в советских детских учреждениях будут правильно воспитаны будущие строители коммунизма.
В Златоустовский уездревком приходит информационное письмо: «В Рудничной волости нет детских приютов, нет детсадов. Судя по этому граждане волости говорят членам РКП(б), мол мы вас не видим на деле». В Сатке 15 февраля 1920 год открывает двери первых детсад. Саткинский большевистский актив и прогрессивная часть интеллигенции подаёт пример – их дети стали первыми воспитанниками. Через неделю детсад принял 30 детей, а к осени для 70 детей создали две группы. В 1921 году открывается детсад №2 в Заводской части Сатки.
В последующие два года детские дошкольные учреждения проходят трудный период реорганизации. Голод и беспризорные дети, как следствия Гражданской войны, вынуждали на временной основе открывать приюты, детдома, детские очаги. «В связи с продовольственным кризисом наплыв голодных детей громаден, но средства во всём ограничены и нет никакой возможности удовлетворить даже минимальное количество ходатайств», - отчёт из 1921 года. Женотдел в духе текущего революционного времени решает вопросы. При детсадах выращивают овощи, согласно графику выпекают для детей хлеб. При этом воспитательный момент не убирают с повестки дня: «До сих пор дети не подготавливаются в полной мере к будущей советской жизни», - сетуют женины на одном из собраний.
При единых трудовых школах с первых месяцев новая власть пытается организовать разные мастерские, задача которых «приблизить школу к советской действительности». При этом они призваны «обслуживать все нужды учреждений народного образования». Первой в феврале 1920 года открыли бондарную мастерскую, так как «при заготовке овощей на зиму в большом количестве потребуется посуда». Руководит мастерской опытный бондарь Клобуков И.К. За 1921-1922 год открыты другие школьные мастерские: портняжная, шапошно-фуражная, сапожная, белошвейная, столярная. Слесарно-механическая мастерская разместилась в муниципализированном складе купца Алпатова Н.А.
Муниципализация, реквизиция, конфискация – это тоже советская власть. Как ни прискорбно, но в полной мере это коснулось и саткинских обывателей. В августе 1919 года Сатке была создана первая трудовая артель пимокатов, учредители которой «народ бедный – бывшие работники, а потому просят для начального производства конфисковать шерсть купца Пирожкова». Для того времени такая просьба – обыденное дело. Ревком решает «всю шерсть, имеющуюся у эксплуататоров свыше 28 пудов, реквизировать в пользу пимокатов».
Сразу после восстановления советской власти военный совет 26-й стрелковой дивизии уведомил Саткинский ревком о том, что все местные кожевенные заводы Щепкина И.П. и трёх братьев Алпатовых – Ивана, Степана и Михаила, поступают в распоряжение начальника снабжения дивизии. Мастера сапожного дела были мобилизованы - остались на заводах и работали на нужды Красной Армии.
В списках муниципализированных домов за 1919 год числится дом П.С. Алпатова. Стоит этот дом и сегодня по улице Комсомольской, 3. Павел Степанович неоднократно пытался вернуть дом. В одном из заявлений в ревком подчёркивает, что «в рядах активных противников Советской власти не состоял». Получает отказ: «Как присутствующий к классу буржуазии, эвакуировался в Сибирь. Если явно не участвовал, но в свержении Советской власти в 1918 году замечен».
В 1922 году его сын Константин побывал в отпуске из рядов Красной Армии. Он делает попытку убедить новую власть, что отец «не может относиться к классу буржуазии – вёл небольшую торговлю и торговал без наёмных лиц, работая по 20 часов, вставая, когда рабочий ещё спит и, ложась, когда рабочий уже спит». Семья Алпатова П.С. так и осталась жить на съёмной квартире, работал он в конторе райкожи. А в его доме с шестью комнатами была открыта центральная библиотека.
Саткинская библиотека считалась на высоком счету в Златоустовском уезде – «постановка работы образцовая, имеется читальня и музей..» Заведующей была назначена Сыромолотова З.П. В то время во всём уезде только четыре библиотекаря были со спецобразованием – Златоуст, Сатка, Месягутово и Дуван. В 1921 году центральную библиотеку Сатки посещают порядка 400 читателей. «Книг распространено за одно полугодие столько, сколько за 1913-1915 года..», - отчитывается библиотека.
Через год в фондах уже более 4 тысяч книг, из них 1768 издано при советской власти. Увеличивается и количество читателей - до 948, при этом численность рабочих пока не впечатляет – 186. Работники библиотеки сетуют, что мало поступает агитационного материала. Ревком выписывает по 10 штук газет – «Правда», «Известия», «Экономическая жизнь», «Беднота», «Большевик», «Рабочий», «Советская Сибирь», но «не всегда они доходят до простого читателя».
В библиотечную систему входили также избы-читальни. В России они не являлись изобретением советской власти, но именно после революции рассматривались как центры политработы. Первые избы-читальни в Сатке открыли осенью 1919 года. Располагались они в частных домах, хозяева их сдавали в аренду, содержали читальни в чистоте, выдавали книги, устраивали «вечера громких читок». К 1922 году по Саткинской волости числится 11 изб-читален. В связи с неудовлетворительной работой по ликвидации неграмотности, у них появляется дополнительная функция - работа с безграмотным населением, каковых по волости почти 20 процентов.
Данную проблему новая власть пытается решить по-революционному. «Бороться всеми имеющимися средствами с не посещаемостью учениками ликбезов вплоть до ареста.., на срок в первый раз до трёх суток», - решение одной из саткинских партячеек. Таковых по волости в 1922 году числится 12. Они подключаются к проблемам во всех сферах жизни граждан. К примеру, 7 апреля партячейка «Магнезит» слушает вопрос о положении в сельхозе завода: «…Работа с наступлением весеннего периода проходит усиленным образом. Общий недостаток – полное отсутствие жилых помещений. Рабочие и конюхи живут в подвале вместе с поросятами и овцами..» Решено поставить «острый вопрос перед ФЗК завода».
Партийная ячейка РКП(б) чугуноплавильного завода осенью 1920 года инициировала организацию для молодых работников профессионально-технических курсов по механике, строительству, столярному делу. Через два года эти курсы были реорганизованы в первую школу фабрично-заводского ученичества. 32 подростка поступили обучаться на три года по двум специальностям – слесарная и столярно-модельная.
Из информации за тот период: «Масса начинает проявлять инициативу любознательности к партии, некоторые задают вопросы: что такое партия, почему она коммунистическая, дальнейшие цели коммунистической партии». Одна из причин недостаточной агитации по мнению большевиков в том, что «идёт гражданская война, а потому все сознательные силы на фронте». Вскоре семь большевиков из Сатки мобилизованы на укрепление советской власти – четверо из них в Бухару. Судьба одного из этих мобилизованных впоследствии ярко войдёт в историю Сатки – Вахрушев Д.И., один из инициаторов создания краеведческого музея. А в далёкие 1920-е годы он, политбоец, участвует в ликвидации басмачества Средней Азии.
Большое подспорье в работе большевиков оказывала сознательная пролетарская молодёжь – комсомольская организация в Сатке была создана сразу после восстановления советской власти. С присущим молодым задором они пытаются решать проблемы в населённых пунктах волости. Комсомольцы состоят в отряде ЧОН (части особого назначения) – в окрестностях первые годы действовал белогвардейский отряд Лузина Н. Я. С весны 1920 года регулярно проводят субботники – особенно активно для помощи голодающим, беспризорным детям. На Злободневные вопросы текущего времени комсомольцы выносят на сцену клуба – ставят спектакли на антирелигиозные темы, в агитках высмеивают неграмотность.
В течение 1921 года под бдительным оком большевиков проходит реорганизация и чистка рядов ячеек РКСМ. В результате состав ячейки РКСМ сократилась почти в три раза – до 104 членов. Тем не менее, по численному составу Саткинская ячейка третья в Златоустовском уезде - после Златоуста и Миасса. Вскоре в волости активно проходит агитация под лозунгом: «Юные пролетарии! Ваше будущее в ваших руках! Идите в Союз молодёжи и завоюйте его!»
Таким образом, в конце 1922 года, когда были запущены процессы создания СССР, в нашей уральской глубинке проходили кардинальные изменения в жизни саткинских обывателей. Всё было направлено на создание человека новой формации. А через семьдесят лет их правнуки вновь попадут в исторический водоворот - в этот раз пройдут через переформатирование сознания советского человека.
По материалам энциклопедии Саткинского района, архива г. Златоуста.