На нём выгравированы имена и фамилии семи человек, которые трагически погибли при строительстве автодороги «Уфа – Челябинск» 29 декабря 1971 года.
В числе несколько версий случившегося, самой достоверной казалась такая: группа рабочих погибла при проведении взрывных работ на строительстве трассы М-5. Среди прочих была и такая версия, высказанная саткинцами: трубовоз перевозил трубы большого диаметра по трассе М-5, и возле поселка Атлян автобус «Челябинск – Катав-Ивановск» налетел на трубы. Водитель и все пассажиры погибли, кроме одного мужчины, спавшего в этот момент на заднем сидении и младенца, находящегося на руках матери. Памятник, якобы, установлен по поводу этого печального события. Но случай с трубовозом произошёл 22 октября 1974 года и в другом месте.
В поисках достоверной информации пришлось ознакомиться с несколькими разными версиями того, откуда и куда ехал автобус, сколько человек погибло и выжило. И наконец, совершенно случайно нашёлся человек, который ехал в том автобусе и оказался в числе выживших.
Его зовут Игорь Краморенко. 22 октября 1974 года вечерним рейсом он ехал домой в Бакал вместе со своими родителями и пятилетней сестрой в автобусе «Челябинск – Катав-Ивановск». Вся его семья погибла в том ДТП, после чего он воспитывался бабушкой в Бакале.
– Я очень хорошо помню ту аварию, и меня злит, когда люди в соцсетях пишут то, о чём не знают, сочиняют истории, – рассказал Игорь Краморенко. – Грузовик с трубами стоял без габаритных огней, и автобус въехал в него, трубы, вылетев из кузова от удара, «прошили» автобус насквозь. Выживший мальчик – это я, но я был не младенцем, мне было 8 лет. Я спал, положив голову матери на колени, поэтому и трубы прошли сверху от меня. Помню, что когда открыл глаза, все вокруг были без движения, была кровь. Я вылез через пробитое трубой заднее стекло автобуса, на дороге валялись головы пассажиров, и я пошёл искать среди них голову отца. Потом появилась какая-то женщина, она была из Атляна. Мы с ней прошли через лесок в какую-то сторожку, там был стационарный телефон. С него эта женщина и вызывала скорую помощь. Помню, что потом солдаты распиливали автобус по бокам, слышал стоны в разных местах автобуса, как будто две женщины стонали, но потом стоны стихли. Очень много людей погибло. Выжили только я, мужчина, спавший в проходе (он и правда был выпившим) и один из водителей автобуса (второй тоже погиб). Водителя грузовика потом судили, дали ему 11 лет и он выплачивал компенсацию усть-катавскому автопарку за автобус.
Сейчас Игорь Краморенко проживает в Екатеринбурге, хранит документы из суда и справки о смерти своих близких, но вспоминать трагедию из своего детства не любит, и с журналистом согласился разговаривать только потому, что ему надоели различные слухи о том ДТП.
Нашлась информация и о погибших рабочих 29 декабря 1971 года. Изначально мы обращались в краеведческие музеи Сатки и Златоуста, в архивы. Но там нет документов о появлении памятника и о том, что же произошло. На нашу публикацию откликнулся саткинец Николай Григорьевич Халяпин.
– Я окончил курсы водителей и только начинал работать, – вспоминает он. – Тянули трассу М-5, мы работали на участке от Златоуста до Юрюзани. Всех погибших я знал. Они работали в ДРСУ-11. Организация была из Петропавловска-Камчатского, но рабочие в основном все местные, из Златоуста, Сатки, Катав-Ивановска. Погибшие все были жители Златоуста. Никаких взрывных работ там не проводилось. Трагедия случилась после работы. Они поехали домой на ГАЗ-66, встречный ЗИЛ ослепил водителя ГАЗ-66, он выехал на встречную полосу, и случилась авария. Обычно рабочие, когда ехали домой, играли в карты. Так с картами их и выкинуло из машины. Потом в суде у водителя спросили: «Когда Вас ослепило фарами встречного автомобиля, что Вы сделали?». Он ответил: «Продолжил движение». То есть, не остановился, как должен был сделать. Его осудили на 9 лет, но он скончался при загадочных обстоятельствах, когда отбывал наказание. До сих пор, если приходится проезжать мимо этого памятника, чувствую боль. Родственники погибших не близко, в Златоусте, а мы, саткинцы, за ним не следим, стоит в запущенном состоянии.
Вот так, благодаря нашим читателям, журналистам газеты удалось распутать два трагических случая, которые произошли около 50 лет назад. Теперь мы знаем обстоятельства гибели бригады, строившей участок трассы М-5, и вспомнили ужасную аварию, случившуюся спустя три года после гибели дорожных рабочих.