В деревенской белоснежной тиши после долгого безмолвия сначала даже непривычно услышать лай собаки на Луговой улице, где нас встречают. В Постройке постоянно жилые - 6-7 дворов, остальное - дачи. Да что там, до недавнего времени сюда дороги толком не было. Подсыпали, срезали, вроде, стало получше, но всё равно, лишний раз стараются предварительно проверить на предмет проходимости, если надо в город. Вот и в нашу встречу первый вопрос был «Как дорога?» А вот про себя здесь говорят, сильно стесняясь - что уж тут такого, сейчас все помогают, а как же иначе?
Начинали как все: «Ну там же наши ребята, вы же понимаете, нужно помогать». Прошлой весной делали комплекты сухого душа, потом, когда уже начали постоянно сотрудничать с волонтёрской командой проекта «От дома до фронта», координатор Галина Дик сказала - нужны свечи. И начали делать свечи.
Вообще сделать хорошую свечу - это целая наука. Банки лучше всего подходят двух видов - высокие или широкие, в них свеча получится хорошей и будет гореть долго. Банку нужно отпарить и отмыть от клея, которым клеят этикетки, остатков пищи - иначе будет гореть, чадить и пахнуть, что в условиях маленького пространства недопустимо. Банки «сотрудницы» свечного заводика отпаривают в тазах на печке, в бане или прямо в умывальной раковине. Потом за дело берутся мужчины - нужно срезать остатки вскрытого донца и ровно обстучать края, чтобы потом никто не порезался. Этим занимаются Валерий Махмутов и Юрий Коряков. Юрий Иванович из-за проблем со здоровьем из дома нынче не выходит, но по-прежнему в строю - сказал, сколько смогу, столько буду стараться.
- Так громко всё стучит, когда банки готовят, что в помещение не войдёшь! - смеётся Наталья Павловна.
Подготовленные и просушенные банки расставляют по коробкам. Лучше всего под это дело подходит длинная низкая картонная тара из-под тушек кур, тоже выяснили опытным путём. Коробки для своих нужд сами собирают по магазинам, когда выезжают из деревни. А после самая важная и трудная работа: растопить парафин и залить свечи, предварительно установив внутрь картонные заготовки и уложив в них фитили. Трафареты для заготовок Валерий Борисович тоже изготовил сам, перепробовав опытным путём варианты и выбрав самый практичный. Работа по заливке небезопасна - жидкий парафин температурой больше 100 градусов, если попадёт на кожу, то слезет только вместе с ней. А запах в его небольшой мастерской при растопке стоит как в химлаборатории, так что весной Ирина Ивановна намерена выпроводить его под навес, «чтобы поменьше дышал этим всем».
Готовые свечи после двойной заливки и застывания упаковывают и готовят к отправке. Сверху - крышка из картона, на которой написано, сколько внутри свечей и где они изготовлены, после плотная обмотка скотчем, чтобы коробки было легко носить и грузить.
Валерий Борисович, как человек основательный, всё записывает и подсчитывает. На заливку одной свечи нужно примерно 380-400 граммов парафина, соответственно, одной упаковки, а она весит 24,5 кг, хватает примерно на 60 банок, стало быть, на 100 штук нужно примерно 40 кг. Только с начала этого года "заводик" подготовил и отправил более 800 свечей!
- Делать можем и больше, - уверяет Ирина Ивановна. - Но нужно больше парафина, он достаточно дорогой и быстро расходуется.
Парафин в интернет-магазинах стоит примерно 3,5 тысячи за упаковку, чаще всего закупают сами -
сбрасываются с пенсий, помогают родственники и бывшие коллеги, соседи, например, живущие в той же деревне Лидия и Василий Богдановы, иногда привозит волонтёрская команда. Банки тоже начали собирать с миру по нитке - через школу, администрацию, что-то складывали сами, просили знакомых, сейчас даёт
команда волонтёров проекта «От дома до фронта», через которую потом и отправляются свечи на Донбасс.
- Но это всё не самое главное, главное - это же очень, очень помогает нашим ребятам, - горячо своим звонким голосом доказывает Наталья Павловна. - Вот нам передали от них даже: если зажечь две свечи в блиндаже, то можно всю ночь там спать прямо в футболках и ещё подсушить носки. Это же очень хорошо, представляете: ребята согреются, будут спать в тепле и посушат одежду, поедят горячее, это в таких-то условиях!
И мы сразу представляем, как где-то посреди слякоти и грязи после тяжёлого многодневного выхода бородатые наши парни, мокрые и грязные насквозь, может, и раненые, достают из коробки с надписью от руки «Постройка. Свечи» две свечи. Зажигают их, и, согреваясь, улыбаются, ждут, пока вскипит вода в кружке, и тоже представляют, как где-то в глухой уральской деревне посреди снежного безмолвия на маленьком «свечном заводике» несколько пенсионеров старательно стучат по банкам (так громко, хоть в дом не входи!) и топят в маленькой мастерской парафин.
...Узнав, что из редакции к ним в гости приехали две Светланы, и Наталья Павловна, и Ирина Ивановна сразу встают между нами, взяв за руки - загадать желание, оно у них одинаковое. Какое - сами понимаете.