В числе профессий, без которых не может существовать железная дорога, назовут машинистов, ремонтников вагонов, диспетчеров. К их числу нужно прибавить ещё и электромонтёров контактной сети. Именно от людей этой профессии зависит надежность электроснабжения поездов. К тому же, «контактник» – одна из самых опасных профессий на железной дороге: приходится иметь дело с напряжением три тысячи вольт, трудиться на высоте.
Павел Черешневский с этим вполне согласен, ведь его стаж в профессии почти сорок лет. Начал он рабочую биографию в 1976 году электромонтёром в дистанции контактной сети.
Пришёл на железную дорогу после службы в армии, говорит, сказалась наследственность, ведь его отец Пётр Васильевич работал на станции Сулея составителем поездов. Впрочем, тогда молодые люди стремились в РЖД, это было почётно, стабильно, да и высокие зарплаты привлекали.
– Почти одновременно со мной поступили несколько друзей, – рассказывает Павел Петрович, – заочно окончил техникум, быстро вник в суть дела, набирался опыта.
Вслед за Павлом в монтёры пришёл его младший брат Александр, затем сменил специальность – стал машинистом дрезины, а Павел так и остался в дистанции контактной сети.
– Меня привлекала эта работа, потому что не однообразная, как у станка, а каждый день что-то новое, сегодня ты на проводах, завтра на опорах, – говорит мой собеседник. – Она связана с многочисленными разъездами по всему участку магистрали, а это 25 км от Единовера до Кукшика. – Работать приходилось и в снег, и в дождь, и под жарким солнцем. Но выполнить свою работу нужно быстро и качественно, чтобы не нарушать график движения поездов, Чаще всего работа электромонтёра – плановые ремонты, они прововдятся в зависимости от «окон» в движении поездов. А а в экстренных случаях могли поднять среди ночи, вот тогда приходилось работать в любую погоду, как говорится, до победного конца.
В 1983 году Павел Черешневский был назначен начальником района контактной сети.
– Коллектив у нас был слаженный, 25 человек – как одна семья, на работе и на отдыхе вместе. Вместе добросовестно работали, участвовали в соревнованиях мастерства бригад, проводись такие между подразделениями. От Бердяуша до Кропачева шесть районов контактной сети, вот и соревновались в мастерстве. Кстати наш цех всегда был особенным, потому что именной – носит имя Ивана Фроловича Гаврюшина. Он работал на станции Сулея, единственный в стране железнодорожник-специалист контактной сети, удостоенным звания Герой Социалистического Труда.
В 2009 году Павел Петрович был удостоен звания «Заслуженный энергетик России».
Несмотря на сложность и повышенную опасность работы с линиями высокого напряжения и ненормированный график, многие в дистанции контактной сети проработали всю жизнь. Так и наш герой имеет одну запись в трудовой книжке: пришёл в РЖД в 1976-м, вышел на пенсию в 2015-м.
Впрочем, фамилия «Черешневский» в коллективе дистанции осталась. Теперь цех возглавляет Евгений Черешневский, племянник Павла Петровича. Он повторил путь дяди: в 2000 году пришел в Район контактной сети после армии, начинал монтёром, учился в техникуме, теперь начальник цеха.
– В своё время мечтал стать военным, стал железнодорожником и не жалею. Электрика – это важно и интересно, – рассказывает он. – В нашей сфере многое меняется, появляются новые технологии, которые помогают в работе. Но без человека, его труда всё равно не обойтись.
В стаж семейной династии Черешневских нужно вписать и годы, что проработала на железной дороге Татьяна Викторовна, жена Павла Петровича. Она начинала оператором дежурного по станции Сулея, приёмосдатчиком, затем работала в билетной кассе.
Дети Черешневских, Вячеслав и Елена, выбрали другие сферы. Зато внук-пятиклассник, как рассказывает Татьяна Викторовна, часто повторяет, что хочет работать на железной дороге – машинистом. Так может, с рассказов и примера деда начнётся его путь в профессию и династия железнодорожников продолжится.
Евгения Борисова
Фото автора, Евгений Черешневский