Что пришлось пережить этим маленьким людям до того, как они попали в приёмную семью, трудно себе представить. Но большая родительская любовь делает чудеса.
Первыми в семье Горбуновых восемь лет назад появились брат с сестрой – Алексей и Лола. Сейчас им по 15 и 14 лет. Спустя четыре года в дом приехали жить брат и сестра Данил и Катя, сейчас им 14 и 12. А спустя ещё год появился Андрей. Ему теперь 11.
У Лёши и Лолы мама пропала без вести. У Данила и Кати родители умерли. Только вот Андрюшина мама жива, но она лишена родительских прав, восстанавливать их не собирается, интереса к ребёнку не проявляет, алименты не платит (даже приставы бессильны и не могут её заставить). Теперь дети называют мамой и папой Татьяну и её супруга.
– Лёша у нас – творческая личность, любит рукоделие, рисование, – рассказывает Татьяна об увлечениях детей. – Лола занимается спортом, теннисом, недавно вот второе место по району заняла. Данил – программист, занимается в IT-кубе. Катюша занималась на художественном отделении, но зимой сильно заболела и пока приостановила занятия. Андрей увлекается карате и футболом, пока ему больше нравится футбол, остановился на нём. Все вместе дети организовывают домашние праздники, украшают территорию дома, ставят концерты. Так мы отмечаем не только дни рождения, но и папин праздник – День военно-морского флота. Учатся хорошо, двоек нет. На поведение я не жалуюсь, дети у нас хорошие и послушные. Хотя в первое время, конечно, всё бывало, но мы всё пережили. Иногда ссорятся между собой, но так случается и в семьях, где все дети родные братья и сёстры. Вечером мирятся, просят друг у друга прощения. Вместе ездят в лагерь, всегда записываются в один отряд, и там друг за друга горой стоят. Думаю, во взрослой жизни они будут считать друг друга родными, близкими людьми.
– Не страшно было столько детей брать в семью? Времена сейчас непростые, – говорю Татьяне.
– Что один, что пятеро, – отвечает она. – Дети – мои помощники. Например, мне лень идти в огород, а они соберутся: «Мама, мы пошли!», ну и я за ними. У каждого свои обязанности в доме: кто-то отвечает за собак (у нас их три, и ещё три кошки), кто-то – за кур (у нас 10 курочек, держим из-за яиц, а не из-за мяса, нам их жалко и поэтому они у нас живут до старости). По уборке дома у каждого свои обязанности, могут приготовить пищу, что-то простое. Вместе с папой в прошлом году начали строить тренажёрный зал в подвале, но папа много работает, поэтому заканчивали строительство сами. Теперь резвятся там. У них там стоит теннисный стол, висит боксёрская груша. В общем, в тренажёрном зале можно хоть на голове стоять, особенно зимой, в холода, когда на улице не погуляешь.
– А как вы пришли к решению создать приёмную семью?
– Моя работа была связана с детскими домами, – отвечает Татьяна. – Я поставляла туда новогодние подарки, сладости. Детские дома тогда были переполнены. И мы с мужем пришли к мнению, что хотим взять ребёнка. Пришли к директору детского дома, посмотрели фотографии детей, познакомились, взяли в гости, а потом и забрали - одних, вторых, третьего.
Татьяна рассказывает, что когда взяли Лёшу, он сильно заикался, в 8 лет не знал буквы, ему ставили неутешительный диагноз. Но теперь он учится хорошо, пишет стихи, заикаться перестал. Совсем. Кроме того, его здоровье улучшилось. В дом Горбуновых он приехал, по словам Татьяны, как «маленький скелетик», а теперь это высокий, стройный, красивый парень. Данилу и Кате и вовсе пришлось туго. Не будем рассказывать, что они пережили с родными родителями, пока те были живы. Но в семье Горбуновых дети отогрелись.
– Планируем ещё «завести» ребёнка, – говорит Татьяна. – Но пока ждём, очередь. Это раньше детские дома были переполнены, а сейчас всё наоборот, приёмным родителям приходится ждать. Прежде чем кого-то взять, обсуждаем это всей семьёй. Когда брали первых детишек, Лёшу и Лолу, родной дочери было 14 лет. С ней советовались, не против ли она? Теперь Ангелине 22 года, у неё своя семья и маленький ребёнок. Я не запрещаю детям общаться с их родственниками. Они переписываются, созваниваются, встречаются. Недавно у Алексея и Лолы нашлась родная тётя, приезжала к ним в гости. Соперничества между ними за моё внимание не припомню. Разве что Катя у нас немного ревнивая. Но мы дружные, всё ведь делаем вместе. Даже, когда готовлю обед, все вокруг меня – кто-то помогает, а кто-то просто рядом стоит, что-то рассказывает. Иногда сравниваю с другими семьями, в которых все дети родные, и думаю, что мои-то ответственнее, дружнее, самостоятельнее. Я – очень счастливая мама!