Все эти монументальные работы связаны с деятельностью художников двух творческих объединений: бюро эстетики комбината «Магнезит» и художественно-оформительской мастерской строительного треста ЮУМС, а ещё студентами Саткинского училища № 69.
Именно студенты во главе со своим преподавателем Адбрашитом Хусаиновым в 1981 году благоустроили двор 19 квартала. Наталья Чубукова, выпускница СПТУ № 69, а сегодня преподаватель Саткинского горно-керамического колледжа, вспоминает:
– Тогда не было как такого ландшафтного дизайна, с идей преобразовать пространство внутри квартала 19 квартала выступил Адбрашит Хусаинов. Для нас, студентов группы художников-оформителей, это была курсовая работа. Мозаичная стена выступала акцентом площадки, на ней предложили использовать сюжеты уральских сказов. Эскиз одной из сторон сделал Абдрашит, эскиз оборотной стороны создала я. Тема – бажовские сказы. Возводили стену из шлакоблоков. Для мозаики использовали камни. Коричневого цвета – это боксит с Межевого, на берегу реки Сатки собирали круглую гальку песочного цвета, с берега пруда в авоськах возили доменный шлак голубого цвета. На отвалах искали серый доломит и магнезит, кусочки мрамора.
Ещё одна работа студентов училища № 69 и их преподавателя сохранилась в здании СПНИ «Синегорье», там фойе до сих пор украшает мозаичное панно берёзы. И опять использовали то, что находили под ногами, привозили зелёный мрамор с небольшого месторождения в районе Сибирки.
Тогда это был санаторий-профилакторий «Янтарь», который возводил трест ЮУМС, там же работали художники художественно-оформительской мастерской, в частности, оформляли каминный зал резными изделиями из дерева. В здании были созданы витражи на окнах: кусочки разноцветного стекла, наклеенные на прозрачно стекло. Один из мастеров, которые их оформлял Эльмир Ахметзарипов. Однако витражи не сохранились, когда в здании стали устанавливать современные европакеты, витражные окна просто снимали, часть из них разобрали сотрудники, у некоторых сохранились небольшие фрагменты.
Отдельно нужно сказать о витражах. Витраж – дело дорогое, куда дороже, чем мозаика, что обусловлено технологией его изготовления. В нашем городе создавали лишь имитацию витражей, изображения выполнены живописью по стеклу. Наиболее известные и сохранившиеся в ДК «Строитель». Там и во дворце спорта их создавали приглашенные художники. Сотрудники ДК отмечают, что все гости из других городов обращают внимание на витражи, удивляются, что их сохранили. Витражные окна сохранились и в здании Саткинского горно-керамического коллежи им. А. К. Савина.
Нам удалось узнать, что витражи были и в АКБ Карагайского карьера, однако теперь их можно увидеть только на снимке. Во время ремонтов, перепланировок, отделки современными материалами эти картины просто уничтожали.
Пока не удалось узнать, кто и когда создал мозаичные панно в Бакальском техникуме технологий и сервиса. Как отмечает преподаватель Ольга Котенкова, их не раз предлагали убрать – несовременно:
– Но ведь это теперь достопримечательность техникума, через столько лет настенная мозаика, еще сохранившиеся произведения искусства, напоминают нам о былом величии Советского Союза. Такие панно радуют глаз определенно больше, нежели сделанные машиной фотообои и напечатанные на пленке витражи.
Мозаичное панно «Советы – власть народа» на здании Саткинской администрации было создано в 1969 году, оно спроектировано художниками Николаем Суриным и Михаилом Харламовым. Вспомогательные работы выполнял столяр из «Жилстроя» Геннадий Михайлович Патрушев. Эта мозаика из камня – одно из основных произведений монументальной живописи Николая Сурина, члена Союза художников СССР. Чёткие силуэты, революционная тематика отвечают «суровому стилю», течению живописи, которое возникло в начале 1960-х годов. Высота изображения около десяти метров, для мозаики использованы боксит, доменный шлак, офиокальцит.
Уважаемые читатели!
Где еще сохранились мозаичные панно, витражи? А может гипсовые или деревянные украшения интерьера? Кто и когда их изготовил? Может быть, у вас есть фотоснимки таких произведений. Расскажите нам!