Как рассказала Елена Камендровская, научный сотрудник музея, их привёз житель Сатки. Ещё в прошлом году он сообщил, что ремонтирует дом на 40 км, доставшийся от родителей, и увидел рельсы в качестве перекрытия погреба с интересными надписями. Пообещал выпилить эти куски и привезти в музей.
– Мы очень ждали, когда же он привезёт, и даже не поверили глазам, когда прочитали надписи. На одном фрагменте указан не только производитель Нижнетагильский завод, но и дата выпуска – февраль 1907 года, – говорят сотрудники музея.
Нижнетагильский завод начал выпускать рельсы примерно с середины 1870-х годов. Тогда изделия выпускали двумя способами – мартеновским и бессемеровским, способ изготовления указывали на изделии. В данном случае «стал». И ещё три буквы КЖД, что означает, по чьему заказу они изготовлены – «казенные железные дороги». Также пояснили, что иногда эти рельсы использовали и в качестве арматуры при строительстве зданий, опор.
На другом фрагменте рельса название немецкой кампании «Lancore Siemens steel» и дата «9 73». Это означает, что он изготовлен в сентябре 1873 года. Маркировка указывает на то, что это изделие выпущено английским сталелитейным заводом в городе Ландор в Уэльсе. Первые стальные рельсы этой компании стали завозить в Российскую империю с 1873 года. Очевидно, что этот рельс из первых партий импортного металлопроката. Вот о нём ещё предстоит найти информацию, как он попал на Урал.