Фильмы «Измени свой мир» Юлии Бобковой, «Пусть висит» Максима Лукьянца и «Вне времени» Дарины Умновой дают более глубокое понимание рисунков, созданных художниками из Италии, Швейцарии и России в прошлом году на домах Западного района. В своих фильмах молодые кинематографисты раскрывают личности художников, но находит отражение и реакция жителей на работы.
Все три фильма разные по композиции, сюжету, атмосфере, но объединяет их стремление к диалогу между творцами современного искусства и обычными людьми.
Пусть авторов не было на втором показе, но общая философия очень точно чувствовалась через экран: не стоит сразу отвергать всё новое. Любое мнение имеет место быть, но иногда достаточно изменить угол восприятия, но фильмы помогают лучше понять язык современного искусства в целом и работы художников в частности.
Есть мнение
Ильнур Мухамедьяров, зритель второго показа:
– Мне фильмы понравились! Очень неожиданно и классно. Столкновение современного искусства и реакции жителей всегда интересно. Восприятие каждого индивидуально и это многообразие точек зрения в фильмах наводит на собственные размышления.
Кстати
Премьера фильмов состоялась в Москве в апреле этого года.
За время, прошедшее с первого показа в Сатке, в жизни авторов фильмов произошло важное событие – они защитили дипломные работы, и теперь их по праву можно назвать профессиональными режиссёрами-документалистами.
Мы связались с ребятами, чтобы чуть подробнее поговорить о их саткинских фильмах.
Дарина УМНОВА, режиссёр фильма «Вне времени»:
– В твоём фильме «Вне времени» много времени уделено именно интервью с художниками. Это потому, что их работа вызвала больше всего споров?
– Нет, потому что это мой принцип работы. Я люблю делать акцент на человеке. Работы, которые делают художники, легче всего понять и прочувствовать именно через знакомство с ними самими. Я впервые работала с подобными героями, поэтому узнать их мотивацию, узнать их творческий путь, сложности с которыми они сталкиваются – это самое интересное. А споры, возникшие вокруг их работы, – это вишенка на торте. Это признак неравнодушия, это драматургия.
– Ты уже говорила на творческой встрече, что для тебя было важно передать именно технические тонкости. Почему ты акцентировала внимание именно на этом?
– Я сделала на этом акцент, чтобы показать, как сложна и энергозатратна подобная работа. И с какой кропотливостью и профессионализмом ребята к ней подходят. Они очистили поверхность, загрунтовали её, и только потом приступили к работе. Тем более, мне всегда был интересен процесс. Ведь самое интересное – следить за преобразованием чего-то серого и неприметного в арт-объект. Вот серая стена, потом она становится белой, на ней появляется разметка, появляются первые цветовые пятна. И зритель находится в постоянном ожидании, что же в конечном итоге из этого получится.
– Что стало самым сложным за такой короткий период съёмок?
- Самое сложное – найти взаимопонимание с героями, добиться их доверия и уважения.
– Название фильма «Вне времени» взято из речи художников. Разделяешь ли ты эту точку зрения на искусство?
– В какой-то мере разделяю, но не считаю её единственно верной. Художник должен реагировать на время, если это его миссия. Например, я, как документалист, пытаюсь «изменить мир к лучшему», говорить о проблемах, пытаться их решать. Решать проблемы именно своего времени, указывать на них. Я не могу существовать вне этого контекста. У ребят другая миссия, мне она нравится. Она имеет место быть. Однако то, в чём я с ними полностью согласна, так это в том, что искусство не может быть однодневкой, не может быть «на потребу дня». Мы обязаны нести некий месседж в будущее, мы должны зашифровывать образы, которые будут интересны потом, которые останутся в истории. Тогда это действительно искусство.
– Сразу ли удалось найти общий язык со всеми героями фильма?
Перед съёмками мы с ребятами связывались по интернету. Они не знали, кто мы такие, мы не знали, кто они. Это было странное официальное общение, и было немножко страшно, что же нас ждёт. Но когда мы встретились и познакомились, страх совсем прошёл. Через несколько съёмочных дней ребята вообще перестали замечать и нас, и камеру, мы подружились, поэтому контакт наладился довольно быстро, и мы все начали получать удовольствие от сотрудничества.
Юлия БОБКОВА, режиссёр фильма «Измени свой мир»:
– Случайно ли получилось, что вы отправились в Сатку вместе с художниками из Италии, или специально?
– Изначально мы с оператором должны были лететь в Челябинск на самолете. Но как только узнали о том, что художники хотят отправиться в Сатку на поезде, мы попросили поменять нам билеты, заранее зная, что для кино это будет очень интересно: атмосфера российского поезда, пейзажи за окном, разговоры. А ребята всегда выбирали самые «аутентичные» вещи в своем путешествии по России: самолету они предпочли поезд, а хорошему современному крану – КамАЗ.
В документалистике вообще всегда интересен такой жанр, как трэвел-стори, когда реальные люди отправляются в путешествие, а камера следует за ними и выхватывает самые яркие эпизоды.
– Что самое важное хотелось отразить в фильме?
– В фильме больше всего мне хотелось показать Сатку и Россию глазами итальянских художников, свободных и веселых. Как режиссёру-документалисту очень интересно было наблюдать поездку моих героев в поезде Москва- Челябинск, их общение с детьми и жителями города. Самым главным открытием для меня стала абсолютная свобода этих людей, ведь их жизнь заключается из таких путешествий в разные точки мира.
– Было ли сложно работать с героями-иностранцами?
– Нам было трудно, пожалуй, только в первый день общения, потому что и для ребят, и для нас английский язык не родной. Но к шестому дню съёмок мы понимали друг друга практически с полуслова и стали хорошими друзьями.
– Работа над фильмом изменила ли как-то твоё представление об уличном искусстве?
– Раньше к уличному искусству я относилась холоднее, а после съёмок действительно прониклась этим миром и полюбила его, потому что мы узнаем о каком-то явлении только благодаря людям и их историям. Теперь я слежу как за новыми работами художников из Италии (они активно рассказывают о своем творчестве в соцсетях), так и за проектами русских художников стрит-арта, и сегодня мечтаю сходить на выставку Бэнкси в Москве.
– Что для тебя значит фраза «Измени свой мир»?
– Мы долго спорили по поводу грамматической правильности фразы с картины Флавио «Не изменить планету, изменить свой мир». В оригинале она звучит так: «Don't change the planet, change your planet». Но именно та форма, в которой фраза осталась на стене дома в Западном микрорайоне, стала какой-то очень авторской, немного наивной и трогательной. Для меня смысл можно перефразировать так: «Начни с себя». Это призыв создавать мир творчества, мир красоты и возможностей именно в том месте, где ты родился и живешь.
Максим ЛУКЬЯНЕЦ, режиссёр фильма «Пусть висит»:
– Концепция фильма сложилась сразу или в процессе работы над фильмом?
– Над фильмом всегда работаешь трижды. Когда придумываешь, когда снимаешь и когда монтируешь. И это разные фильмы. Тут было точно так же.
– В фильме несколько параллелей - процесс работу швейцарских художников, история Данилы Вольхина и восприятия современного искусства Валерием Улановым и Александром Сухановым. Как зарождалось это сплетение?
– Мне сразу хотелось взять как можно больше художников Сатки, поскольку им органичнее всего оценивать работу коллег. А здесь представлена работа иностранных художников. Этот факт хотелось рассмотреть под взглядами всех поколений.
– В фильме ещё интересная, кольцевая композиция и есть некий внутренний диалог между участниками фестиваля и учениками ДШИ № 1. Ты считаешь, что в Сатке тоже могут вырасти таланты?
– Безусловно, могут. Особенно в живописи и рисунках. Невероятно разная природа, множество индустриальных видов - это формирует богатую эстетическую картину.
– В фильме много эмоций, людей. Легко ли было разговорить самых разных людей?
- Людей, готовых к диалогу и к съемкам в Сатке было очень много, что даже не все вошли в финальный монтаж. В Москве такого вообще нет - все закрытые и ожидающие подвоха. Я очень благодарен героям фильма, которые отнеслись к съёмкам с большой охотой и открытостью. Один герой выводил на второго и так по цепочке. Все потому что люди открыты.
– В чём главный посыл твоего фильма?
– Главный посыл моего фильма в том, чтобы ещё раз показать, насколько важна открытость новому искусству как способу диалога между людьми разными. И даже если возникают разные точки зрения, важно то, что искусство рождает диалог.
Анна ГОЛЕНКО.
Фото Василия МАКСИМОВА и Анны ГОЛЕНКО.