В её семье пели всегда – бабушка, отец, братья. Как-то во время праздника отец посетовал: вот уйдем мы и забудут наши песни! И дернул кто-то девчонку за язык: не забудем, мы будем петь!
Данное отцу обещание Галина Фроловна сдержала. Сначала появился учительский вокальный коллектив, а затем и «Куролесиха», основой его репертуара стали старинные фольклорные и русские народные песни. По-настоящему народная песня воспринимается именно с соответствующим костюмом. Конечно, тогда встал вопрос и о сценических нарядах. Взялись шить. Но уж если шьешь, то шей со знанием дела. Вот и пришлось сесть за изучение народного костюма.
Сегодня в архиве Галины Столбиковой много книг, вырезок, записок, которые она собирала много лет. Меня удивили её слова о том, что как такового уральского костюма нет. Здесь край промышленный, рабочий, народ пришлый, для заводских женщин полагалась тёмная юбка, однотонная кофта с защипами и платок.
– Костюм современного фольклорного коллектива является вариантом праздничного народного костюма, причём женского крестьянского средней полосы России, – рассказывает Галина Фроловна. – Мы выбирали наряды разных губерний, в которых доминирующими цветами были черный, красный и белый.
В нескольких фотоальбомах можно проследить, как менялись сценические костюмы коллектива:
– У нас были и русский народный крестьянский праздничный костюм понёвного типа, и сарафанного типа. Вот здесь самые первые рубахи и расшитые юбки, украшенные лентами, и платки. Чтобы менять образ, сшили несколько фартуков. Русские женщины были выдумщицами, много нарядов не имели, зато придумали несколько фартуков, повседневных и нарядных, коротких и длинных.
На одном из снимков «Куролесиха» выступает в распашных сарафанах. Искали для них разноцветный ситец и сшивали по три полосы, поэтому ширина подола 240 сантиметров. Выходили выступать в понёвах (это незашитая спереди юбка) и лаптях. Каждый наряд требовал соответствующего праздничного головного убора: кокошника, короны (коруны) или сложной по форме «сороки».
– Русский народный костюм обладает удивительной красотой, поражает богатством декоративной отделки – шитье, кружева, ленты. – Особо Галина Фроловна отметила, что ни один костюм не повторялся. – Одинаковых нарядов не было. Костюм был всегда своеобразным паспортом женщины, показателем не только её социального положения, но и выдумки, рукоделия. Так и сценические наряды коллектива лишь на первый взгляд кажутся одинаковыми, но все они разные. Шили-расшивали их сами участницы. В школе народной культуры была мастерская по художественной обработке ткани и русскому народному костюму.
Сегодня костюмы коллективов, позиционирующих себя как фольклорные, во многом этнографически недостоверны и несовершенны эстетически, сетует моя собеседница. Наверняка от незнания. Вот где пригодился бы её архив! Она ещё хранит дома сценические костюмы, часть передала Айлинскому дому культуры.
– Сценический женский костюм – ценнейший памятник народного творчества. Конечно, возврат к традиционной одежде в повседневности неосуществим. Но русскому человеку нужно помнить и знать эту часть своей культуры. Хорошо, что фольклорные коллективы сохраняют национальные традиции – настоящий костюм и народную песню.
Евгения БОРИСОВА.
Фото из архива Галины СТОЛБИКОВОЙ.