23.04.2024

Интервью: Следствие ведут…

Оцените материал
(1 )
Об  убийствах и убийцах, а также о работе тех, кто расследует тяжкие и особо тяжкие преступления в Саткинском районе, мы поговорили с заместителем руководителя следственного отдела по городу Сатка Михаилом Крохиным.

– Михаил Сергеевич, расскажите о результатах работы следственного отдела по г. Сатка за первые 6 месяцев 2016 года?

– В первом полугодии в следственном отделе по г. Сатка зарегистрировано 199 сообщений и заявлений о преступлениях. Возбуждено 35 уголовных дел. Из них убийств – шесть. Преступлений, предусмотренных ч. 4 статьи 111 (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшему по неосторожности смерть потерпевшего) – четыре. Пять преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности и три должностных преступления.

– Убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшему по неосторожности смерть, различаются только мотивом преступления?

– Нет, там совокупность многих факторов. Самый классический случай ст.111 ч. 4 – это удар ножом в бедро, когда случайно перебивается бедренная артерия. На первый взгляд не жизненно важная часть тела – нога, но если происходит ранение в бедренной артерии, человек просто истекает кровью. В случае статьи 111 ч. 4 смерть может наступить и не одномоментно, это могут быть часы, дни, недели, в том числе, проведённые в больнице. А при совершении убийства, как правило, удары наносятся колюще-режущими предметами в жизненно-важные органы: в шею, в область сердца. Опять же, где-то играют роль обстоятельства преступления и сведения, сообщённые подозреваемым и обвиняемым, характер телесных повреждений.

–Убийства и преступления по ст. 111 ч. 4 совершают в основном маргинальные слои населения или есть среди преступников и вполне благополучные граждане?

–Скажу так. В 99 процентах случаев, а то и во всех 100, преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Однозначно находится в состоянии алкогольного опьянения преступник, и очень часто – жертва преступления. И поводы одни и те же, только действующие лица меняются: совместное распитие спиртных напитков, ссора, причём часто по незначительному поводу, возникновение личных неприязненных отношений. И на этом фоне уже совершается преступление. Постоянно. По возрасту это совершено разные люди. Женщин среди них из года в год одинаковый процент: 4 - 5 преступлений в год.

– Психически нездоровых среди преступников много?

– Подлежащих принудительным мерам медицинского характера? В этом году у нас таких не было. На принудительные меры медицинского характера за 9 лет моей службы, максимум 3 или 4 дела направили. Например, то же убийство в СПНИ было. У одного клиента другой забрал кружку с чаем, он взял нож и ударил его в той же столовой.

– Расскажите о самом запутанном деле в Саткинском районе за последние несколько лет?

– У меня в производстве несколько лет назад было уголовное дело: без вести пропал житель города Бакал. Предприниматель. Пропал вместе с автомобилем. У нас по безвестному исчезновению граждан в тех случаях, когда их исчезновение было внезапным, обязательно проводится доследственная проверка. И, как правило, возбуждаются уголовные дела. И здесь был проведёт большой объём оперативных, следственных мероприятий. Установили лиц, причастных к убийству. Выяснилось, что четверо малознакомых потерпевшему молодых людей случайно увидели, что он спит в состоянии алкогольного опьянения в своём авто. Решили покататься на его машине. А когда хозяин машины стал просыпаться и резонно задавать вопросы: «Ребята, а кто вы такие и что вы тут делаете?», задушили его ремнём безопасности заднего сидения, а труп вывезли в Кусинский район и оставили в лесу. Машину перегнали в Челябинск и там реализовали её. Следствие длилось 11 месяцев, всех причастных установили. Кто-то уже в бега подался, но всех задержали. Областной суд рассматривал дело. Все четверо фигурантов получили сроки.

– У нас больше индивидуальных преступлений или совершённых группой лиц по предварительному сговору?

– Зависит от категории преступления. Несовершеннолетние ,как правило. совершают компанией. Редко по одному. В силу возраста, наверное. А вот убийство группой лиц по предварительному сговору несколько лет не было, ст. 111 ч. 4 – тоже.

– Как много среди совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления тех, кто сам сдаётся в правоохранительные органы?

– На моей памяти самостоятельно пришёл сдаваться и рассказал о совершённом преступлении только один человек. Лет 5-6 назад. Тогда у нас, помню, был выходной, суббота. Но мы на работе все были. Пришёл житель города Бакал с сумочкой уже, с вещами. Сказал: «Я убил маму, зарубил её топором, и она лежит в ванной у меня в квартире». Приехали на место, так всё и есть. Больше таких ярких случаев не припомню.

– Как считаете, преступники с годами умнеют, например грамотнее скрывают следы преступления?

– Нет. Как я уже говорил, у большинства лиц, совершивших преступления, убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшему по неосторожности смерть потерпевшего, интеллектуальные способности снижены в связи с употреблением алкоголя. Иногда их допрашиваешь, и даже знаешь, что они в следующий момент скажут.

– То есть они даже оправдываются одинаково?

– Самая распространённая версия , это версия о самообороне: «Он на меня напал, я схватил первое, что попало под руку...» По какой то причине под руки всегда подпадет нож. Я вот не знаю, что за руки у людей. Как правило, других версий в оправдание своего поступка и не выдвигается. Редко, когда кто-то прямо говорит, что хотел убить. Бывают и различные фантастические версии.

– Кажется, пару лет назад был случай, когда женщина из Бердяуша совершила убийство, свалила вину на брата, а когда оказалось, что он в тот момент сидел в тюрьме, сказала, что преступление совершил его двойник?

– Помню её. Она по сию пору пишет жалобы и рассказывает о том, что преступление совершила не она. Эта женщина ещё и за мошенничество привлекалась, так что фантазией не обделена.

– В различных детективных сериалах следователи пользуются технологиями на грани фантастики: генетической экспертизой, ультрафиолетовой лампой, и т.д. А вы?

– Ну, естественно мы криминалистической техникой пользуемся. И во многих случаях её применение очень положительно сказывается на результате расследования преступления. Позволяет добывать больше вещественных доказательств. Возможности генетической экспертизы нет необходимости описывать, и так много чего о ней сказано. Ультрафиолетовая лампа – я бы не сказал, что это такой прорыв, но она используется, у каждого следователя такая есть. Под ней действительно, видны различные биологические следы. Есть ещё специальные жидкости, которые используются для оперативных экспериментов. Видели, наверное, не в кино даже, а в документальной съёмке, светят на деньги ультрафиолетом, а там написано «взятка». Что касается химической экспертизы, то сейчас экспертным путём добывается очень много доказательств. Понятно, что некоторые надо грамотно изъять, осмотреть, назначить соответствующую экспертизу, чтобы соблюсти их очерёдность и не потерять какие-то следы, которые надо исследовать в первую очередь. В принципе, следователей этому обучают с самого начала. Азы преподают ещё на курсах криминалистики в университете. Но на практике обучение происходит быстрее. Работа – это уже не учёба и права на ошибку тут нет.

– Насколько вообще близко к реалиям то, что показывают про следователей по телевизору?

– (Иронично) По телевизору показывают, что, по крайней мере несколько раз в неделю на нас нападают инопланетяне. Сериалы я, если честно, вообще не смотрю. Но если краем глаза задеваю, мне всегда становится «интересно», когда, например, сотрудники полиции расследуют убийства (убийства расследуют сотрудники следственного отдела СК РФ – прим. ред.). Ещё сериалы есть, где якобы какие-то эксперты ведут расследование убийства. Пока не видел сериалов, которые близко к реалиям подошли. Хотя, конечно, мне сложно объективно судить, я же их не смотрю. Я беру то, что вижу мельком.

– В Саткинском районе, насколько нам известно, не раз были случаи, когда тела убитых людей находили спелеологи или туристы в очень труднодоступных местах...

– Да, в одной пещере, немного не доезжая до Алексеевки (то ли шахта 30, то ли шахта 47), два раза находили трупы. Один действительно убитый был, то есть труп туда скинули. Дело было расследовано и направлено в суд. А один раз в этой же пещере нашли труп, но скорее всего пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии (на это указывал характер повреждений), мы направили дело в ОВД.

– А часто в такие экзотические места приходится выезжать?

– Нет, не очень часто. Ну куда? Например, в шахту на самое дно приходилось спускаться, когда там несчастный случай был. На место происшествия всегда выезжаем. Наша работа заключается в протоколировании тех фактов, которые имели место. Когда на труп выезжаем, составляем протокол осмотра места происшествия, протокол осмотра трупа, решаем, есть ли признаки преступления. Если они есть, нужно возбудить уголовное дело, надлежащим образом его расследовать в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса. Существуют уголовно-процессуальный, уголовный кодекс и все следственные действия должны соответствовать их требованиям. Если какие-то нарушения процессуальные есть – это влечёт за собой исключение доказательств. И как самый худший вариант: исключение доказательства, которое подтверждает чью-то вину. Соответственно преступник может оказаться безнаказанным. Процессуальной стороне всех следственных действий всегда уделяется очень большое внимание.

– Работа в следственном отделе заставляет человека огрубеть в эмоциональном плане? Были такие сотрудники, которые не смогли здесь работать?

– Трудно ответить на этот вопрос. Естественно, я не падаю в обморок от вида человеческого трупа в любом виде. Эту работу кто-то должен выполнять. В принципе сюда люди приходят, которые так или иначе на практике побывали – посмотрели, не доходят сюда такие люди. Молодые следователи, например на вскрытии, видно, что нет-нет и бледнеют, потом привыкают.

– Работая в следственном отделе, Вы в людях ещё не разочаровались?

– Ну, подозрения в том, что все люди вокруг преступники, у меня нет (улыбается). Но с самой неприятной стороной человеческой природы мы сталкиваемся постоянно. 95 % людей, которые через нас проходят, те основания и поводы, по которым они сюда попадают – очень неприятные. Со всеми приходится работать. С ними нужно работать. Находить общий язык с преступником - тоже определённого рода искусство.

Обращаться в следственный отдел по городу Сатка можно с 9.00 до 18.00 лично по адресу: Сатка, улица Ленина, 15;

или по телефону приёмной: 4-21-36.

Есть новости или темы для публикаций, вопросы и предложения, фото или видео, которыми вы хотите поделиться?
Присылайте в редакцию! Телефон для приёма тем и материалов (круглосуточно): Viber, WhatsApp 8-900-06-35-132.
Удобнее общаться в «Одноклассниках»? Тогда вам сюда, «ВКонтакте» мы здесь, Наш канал в Телеграм

Добавить комментарий

Нажимая кнопку "отправить" вы даете СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ


 

157599

Объявления

Комментарии

Календарь

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

© 2014-2021 Официальный сайт газеты «Саткинский рабочий». Новости Сатки, Саткинского района и Челябинской области. Использование текстовых, фото- и видеоматериалов, опубликованных на сайте, запрещено без письменного разрешения редакции.. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Учредитель: Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Саткинский рабочий". Главный редактор - С. В. Зайцева. Тел. 8(35161)3-35-42, raionka@yandex.ru. (ОГРН 1057408008525). Cвид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-77392 от 17 декабря 2019 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Возрастная категория 18+.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Подписка

Подпишись на нашу email рассылку новостей.
Мы не рассылаем спам!