– Елена Юрьевна, подошёл к концу конкурс «Учитель года». Удивил «Педагогический дебют» – молодёжь незаурядная. В учительском сообществе сдвинулась с места проблема нехватки молодых квалифицированных кадров?
– Да, конкурс, действительно, качественно растёт, мы видим ищущих, любящих своё дело молодых специалистов.
Стоит отметить, что сегодня для них в школе – замечательное время. Молодого учителя там особенно ждут, поэтому всячески опекают и поддерживают. Для школ важно создавать условия молодому учителю, ведь проблема кадров в ближайшие годы на 100% не решится, и как только из школы уходит учитель старшего возраста – а средний возраст предметников сегодня 50 лет, – образуется «пустота». Есть молодой специалист, принимающий эстафету, учебный процесс пойдёт дальше без срывов и трудностей. Особенно приятно видеть, что старшие коллеги, признанные профессионалы, пестуют молодёжь – передают опыт, терпеливо наставляют.
Сегодняшний день хорош для молодого специалиста и с материальной точки зрения: учитель, который трудится с отдачей, имеет возможность получать достойную зарплату. Даже при том, что сегодня на областном уровне нет такой меры поддержки молодых специалистов, как единовременная выплата, стимулирующие выплаты заложены в фонд оплаты труда в школах.
Кстати
Ежегодно 15-18 выпускников школ Саткинского района оканчивают педагогические вузы.
– А как дела с престижем профессии?
– Вопрос очень объёмный. Престиж профессии учителя закладывается в системе мировоззрения ребёнка в семье – в первую очередь. В связи с общим упадком института семьи в обществе стал снижаться и престиж профессии учителя, влияние на его формирование оказывают и отдельные учителя, так или иначе позволившие себе вести себя непрофессионально. Но в целом для тех, кто приходит в профессию, всё же важно её высокое призвание, ведь педагог по-прежнему стоит в ряду особенных профессий – это ежедневная работа с детьми, выполнять которую хорошо можно только по зову души. И в молодых педагогах, которые сегодня приходят в школы Саткинского района, есть эта искра, хорошая «сумасшедшинка», задор, которые делают учителя, а значит, и его предмет, интересным для детей.
– То есть будущее у нашего образования перспективное?
– Безусловно. Ежегодно в школы приходит не меньше пяти молодых учителей, при нужной поддержке перспективы есть. Опыт «выращивания» молодых специалистов у нас есть: Мария Гиренко стала победителем регионального этапа «Педагогического дебюта» в 2014 году, ещё одна участница этого конкурса в следующем году, Таисия Кузнецова, вошла в десятку, в этом году мы вновь отправляем на областной этап молодого учителя Алёну Субботину. Главное – в районе сложилась хорошая команда подготовки участников профессиональных конкурсов, в которой – лучшие учителя и специалисты из разных школ, прошедшие конкурсные отборы и накопившие неоценимый опыт. Нам удалось в этом вопросе избежать «капсуляции» школ, готовим участников, что называется всем миром учительским, и результат очевиден. Сегодня такой подход необходим и в системе работы с одарёнными детьми.
– Судя по результатам сезона предметных олимпиад этого года, сегодня педагоги справляются с этой задачей успешно.
– Да, в лидерах предметных олимпиад различного уровня мы не первый год, ежегодно список наших победителей и призёров растёт. Но система обучения и подготовки сильнейших учеников ещё требует доработки. Мы традиционно сильны по таким учебным предметам, как биология, химия, английский язык, по остальным – пока не очень, мы способны качественно работать с одарёнными детьми в 5-8 классах, в средней школе теряем потенциал. Значит, нужно понимать свой «потолок» и думать, какие ресурсы необходимо привлечь в систему для решения этих вопросов.
Безусловно, такая работа требует вложений, в том числе человеческого ресурса, но делать её нужно. В марте руководители двух школ района примут участие в областном семинаре «Региональные модели сопровождения одарённых детей», где и будет обсуждаться эта проблема.
– Ну и напоследок – традиционный вопрос об итоговой аттестации. Ждать ли в этом году изменений?
– Нет, кардинальных изменений нет, и это хорошо – у выпускников есть возможность спокойно, целенаправленно готовиться и сдавать экзамены, согласно утверждённому графику, с которым можно ознакомиться на официальном сайте управления образования. Так что всем школьникам, педагогам и учителям желаю успешной подготовки к окончанию учебного года!