Экспонирование полотен проходит в рамках программы «Большое искусство малым городам». На торжественном открытии присутствовали директор Челябинского музея Олег Ткаченко, первый заместитель главы Саткинского района Павел Баранов и заместитель директора группы «Магнезит» Василий Верзаков.
Станислав Олегович отметил важнейшую силу встречи с искусством «вживую», ведь классическую музыку можно слушать через наушники, спектакли – смотреть в записи, живописные полотна – рассматривать с экрана монитора, но неподдельные эмоции оставит только «встреча» воочию.
Три представленные на выставки картины уникальны и тем, что написаны в Сатке в эпоху глобальной индустриализации, и тем, что картины впервые за долгое время снова предстали перед зрителями. Дело в том, что в ноябре 2017 года-январе 2018 художники -реставраторы Строгановской академии и Челябинского музея Филипп Гузанов и Виктор Чичиланов провели комплексную реставрацию трёх произведений 1935 года –«Рудник. Сатка» Бориса Яковлева, «Шахтная печь завода Магнезит»» и «Цех производства кирпичей»Серафимы Рянгиной. Это стало возможным благодаря сотрудничеству челябинского государственного Музея изобразительных искусства, московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова и Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание».
История создания картин уникальна. В начале 1930-х годов по призыву Серго Орджоникидзе сотни художников из Москвы и Ленинграда двинулись на восток страны с целью в художественных образах запечатлеть индустриальные преобразования молодого государства. По просьбе директора Саткинского завода «Магнезит» Зиновия Табакова, Серго Орджоникидзе лично направил двух художников Серафиму Рянгину и Бориса Яковлева на важнейший промышленный объект.
Результатом их творческих командировок стала выставка «Урало-Кузбасс в живописи», открывшаяся в 1935 году в Свердловске. Затем она побывала во многих городах Южного Урала.Часть работ этих художников составила основу фондов картинных галерей Челябинска и Свердловска. В 1939 году работы экспонировались в Москве на выставке «Индустриализация социализма» под патронажем Серго Орджоникидзе.
В 50-е годы работы Серафимы Рянгиной и Бориса Яковлева были переданы в челябинский музей, где долгое время хранились в запасниках, так как были повреждены при хранении в годы войны.
Для гостей церемонии открытия и первых посетителей Олег Ткаченко провёл мини-лекцию о жизни, творчестве художников и представленных полотках.
Выставка открыта для посещения до 21 января 2019 года.
Анна ГОЛЕНКО.
Фото автора.