Действия мошенников не отличаются разнообразием. Бодрым голосом молодой человек сообщал мне, что является «представителем службы безопасности Сбербанка» и только что кто-то совершил вход в мой личный кабинет или, как вариант, что замечена подозрительная активность с моей банковской картой. Ко мне и мужу всегда обращались по имени-отчеству, называли фамилию и уверяли, что для подтверждения того, что они являются «сотрудниками Сбербанка», прямо сейчас мне будет направлен звонок с общеизвестного номера банка.
Моих актёрских способностей и терпения не хватало на то, чтобы дальше продолжать разговор, так что дело до вопросов про полные данные карты, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн не доходило - я просто грубо его обрывала.
Сотрудники полиции на постоянной основе проводят разъяснительную работу, направленную на профилактику мошенничества. Но, к сожалению, граждане все же доверяют свои персональные данные злоумышленникам, лишаясь в результате своих денежных средств.
Так, в городах Златоусте, Коркино, Троицке, Пласте и Трехгорном неизвестные, используя мобильную связь, представляясь работниками «Сбербанка», «Альфа-Банка», «Челябинвестбанка» и «Социалистического банка», входили в доверие граждан, большая часть из которых пожилого возраста, и обманным путём похищали с их банковских карт денежные средства. Общая сумма ущерба от противоправных действий злоумышленников составила более 160 тысяч рублей.
А вот и самый свежий случай
На телефон местной жительнице в дневное время 1 марта позвонил неизвестный мужчин, представился работником банка и сообщил, что на её имя кто-то сейчас оформляет кредит. Женщина отказалась вести диалог с незнакомцем, но тот настаивал и сказал, что его личность подтвердят в банке. После чего позвонил другой мужчина и подтвердил достоверность звонившего из банка первого мужчины. После двух звонков женщина доверилась мошенникам и действовала по их инструкциям.
Потерпевшая установила программу, которая якобы защитит сбережения. Далее мошенник узнал, что у женщины есть кредиты и предложил ей для эксперимента проверить, возможно ли оформление кредита на ее карту. В итоге потерпевшая оформила 5 кредитов на сумму 312 000 рублей и перечислила всё мошенникам.
По всем фактам в территориальных органах МВД России Челябинской области возбуждены уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество). Максимальные санкции данных частей статьи предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до 2 и 5 лет.
Темы про такого рода звонки с завидной регулярностью обсуждаются в местных пабликах. Не только мой телефон есть у мошенников… Так как же уберечь себя от преступных посягательств, разбираемся вместе.
Вот что советует Сбербанк на своем сайте:
- Запишите номера банка в адресную книгу своего телефона: 900, 8 800 555-55-50.
- Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.
- Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам.
- Сразу заканчивайте разговор. Работник банка никогда не попросит у вас секретные данные от карты или интернет-банка.
- Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.
Еще один вид мошенничества распространен сейчас. Вам постоянно звонят на мобильный телефон с незнакомого московского номера, начинающегося на 495. Как только вы отвечаете на звонок – абонент отключается. Предполагается, что вы должны перезвонить. И если вы это делаете – с вашего счета уходят деньги.
Что делать в этом случае?
- Главное, никогда не перезванивать на незнакомые номера, тем более, если они начинаются с 495.
- Во-вторых, после каждого такого звонка, заносить номер в черный список.
- Продвинутым пользователям рекомендуется установить специальные программы для смартфонов. Есть много приложений, предназначенных для блокировки нежелательных номеров. Причем некоторые программы имеют встроенные базы телефонов злоумышленников и могут самостоятельно фильтровать нежелательные звонки.